Составление жалобы в судПравильно составленная апелляционная жалоба увеличивает Ваши шансы выиграть дело в арбитражном суде апелляционной инстанции. Согласно официальным данным Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда доля отмен и изменения судебных актов по итогам 2015 года составляет 13 %. Статистика очередной раз говорит о важности грамотного написания жалобы в апелляцию.

Что должно быть указано в жалобе?
В силу Арбитражного процессуального кодекса РФ в апелляционной жалобе должны быть указаны следующие моменты (ст.260 АПК РФ):
  1. наименование арбитражного суда, в который подается жалоба;
  2. наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;
  3. наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
  4.  требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства. Если вышеизложенные требования не требуют каких-либо подробных комментариев, то на данном вопросе остановимся детальнее. По существу это означает, что Ваша жалоба должны быть мотивированной, то есть содержать  сведения о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела по существу. Большой ошибкой будет,  если Вы будете цитировать подряд все нормы закона, которые по Вашему мнению нарушил суд. Поверьте, суд знает нормы права и может их прочитать в свободном доступе. Поэтому, лишнее цитирование закона только увеличить объем Вашей жалобы и сделает ее скучной. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на существе нарушения, Вы уйдете в сторону цитирования законов и разбавите свои важные доводы сухим переписыванием норм права. Если Ваше дело состоит из нескольких томов (на практике, 2 и более тома) немаловажным будет ссылка на тома и листы дела, которые подтверждают Ваши слова в жалобе. Таким путем Вы облегчите понимание Вашей жалобы судьями апелляционной инстанции и вероятность удовлетворения жалобы возрастет в разы. В резолютивной части жалобы следует указать Вашу просьбу к суду (отменить решение и отказать в иске, отменить решение и оставить иск без рассмотрения и т.д.), с учетом полномочий апелляции(ст.269 АПК РФ).
  5. Перечень прилагаемых к жалобе документов.  На практике это означает, что вы должны после слов «приложение» перечислить по пунктам каждый из документов, который Вы прилагаете к жалобе. Нельзя ограничиваться указанием в жалобе «приложение на 50 листах». Вашу жалобу тогда оставят без движения и апелляция обяжет указать подробный перечень документов.
К составленной апелляционной жалобе необходимо приложить следующие документы:
1) копию оспариваемого решения. Можно приложить как ксерокопию решения, так и решение, распечатанное по электронной базе картотеки дел (с сайта суда),
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке.
Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, является платежное поручение или квитанция банка. Размер госпошлины, подлежащей уплате по жалобе, можно посчитать с помощью сервиса «Мой арбитр» (my.arbitr.ru) или пройдя по этой ссылке. Обратите внимание, к жалобе прикладывается подлинник (а не заверенная копия) платежного поручения или квитанции банка.
Если на момент подачи жалобы финансовое положение Вашего бизнеса не позволяет уплатить госпошлину в требуемом размере, то Вы имеете право подать жалобу и без уплаты госпошлины, но при этом необходимо приложить к жалобе ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины с представлением документов, подтверждающих Ваше материальное положение.
К документам, подтверждающим финансовое состояние в организации или у предпринимателя, относится следующее:
  •  справка с налогового органа (инспекции), содержащая сведения о перечне счетов организации (предпринимателя), которые открыты в банках (кредитных организациях),
  •  справка с банка (кредитной организации) об остатке денежных средств на расчетом или ином счете, наличии задолженности по исполнительным листам.Только совокупное наличие вышеуказанных документов и ходатайства позволяет Вам обоснованно претендовать на предоставление  отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче жалобы.

3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют.Указанное выше означает: во-первых, до подачи  жалобы следует отправить копию жалобы в адрес   иных лиц (истец или ответчик, третьи лица, заинтересованные лица), а также копии отсутствующих у них документов заказным письмом с уведомлением, либо вручить нарочно под опись, во-вторых, приложить к жалобе заверенные копии квитанции почты об отправке копии  жалобы  другим лицам заказным письмом с уведомлением либо заверенную копию описи передачи документов. Закон требует именно заверять копии документов, представляемых в суд. На практике это означает, что Вы должны сделать на копии документа запись «Копия верна», указать фамилию и инициалы заверяющего и проставить подпись.

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.Если жалоба подписывается не директором (не первым лицом), а представителем или заместителем директором, то тогда к жалобе необходимо приложить доверенность, которая предоставляет такое право обжаловать судебные постановления либо приказ о назначении исполняющим обязанности директора. На практике, допускается прикладывать заверенную копию доверенности или приказа.

Что будет если не правильно составить и подать апелляционную жалобу?
Вашу жалобу суд апелляционной инстанции оставит без движения, то есть не примет её (ст.263 АПК РФ). Вам дадут срок для устранения недостатков при подаче жалобы. В итоге, Вы будете исправлять недостатки своей жалобы так, чтобы она соответствовала закону. А это займет определенное время, а время в бизнесе как известно — деньги.
С уважением к Вам и Вашему бизнесу,
Адвокат, юрист во 2-ом поколении
Дамир Исмагилов